Провели тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию самих себя.
Делая Четвертый Шаг, мы начинаем узнавать себя такими, какие мы есть на самом деле. Опираясь на первые три шага, мы инвентаризируем чувства и шаблоны поведения, которые сформировали нашу жизнь. Мы начинаем понимать, что наша зависимость — это больше, чем просто неуправляемая сексуальная активность; она включает в себя целую систему лежащих в основе мыслей, чувств и поведения. Если мы пренебрежем этим инструментом, мы рискуем застрять в наших старых привычках и ошибочных убеждениях, а наши неисследованные дефекты характера в конечном итоге приведут нас к рецидиву. Честно взглянув на свою нравственную природу — на недостатки, из-за которых мы оказались в ловушке нашей зависимости, а также на наши достоинства и стремления, — мы начинаем двигаться от эгоцентризма к сосредоточенности на Боге.
Четвертый Шаг требует мужества, потому что мы постепенно отказываемся от наших старых убеждений, нечестности и жалости к себе, чтобы узнать правду о том, кто мы есть. В процессе большинство из нас обнаруживает, что сбрасывают множество слоев отрицания. Наше искаженное представление о себе привело к тому, что мы избегали ответственности за свои действия. Наше отрицание нашего зависимого поведения мешало нам видеть наши недостатки. В то же время наша вера в то, что мы ужасные люди, мешала нам верить, что мы когда-нибудь сможем измениться или заслуживаем лучшей жизни. Делая Четвертый Шаг, мы готовы бросить вызов этим старым способам мышления и исследовать себя с новой ясностью.
Тщательная и бесстрашная нравственная инвентаризация — это одно из средств, с помощью которых мы открываемся заботе и исцелению нашей Высшей Силы. Это один из первых и наиболее глубоких способов претворить в жизнь наше решение Третьего Шага. Работая по Четвертому Шагу, мы практикуем честность, мужество и веру, помня о том, что другие прошли этот путь до нас и укрепили свое выздоровление благодаря этой работе.
Нравственную инвентаризацию можно описать как систематическое исследование всех убеждений, чувств, взглядов и действий, которые формировали нашу жизнь с самых ранних лет. Это тщательное исследование того, как мы реагируем на людей, обстоятельства и мир вокруг нас. Инвентаризация позволяет нам методично и объективно пройтись по своей жизни, переоценив предубеждения, убеждения и чувства, за которые мы держались годами, но, возможно, никогда не исследовали и не подвергали сомнению. Составляя этот перечень, мы уделяем особое внимание выявлению тех аспектов нашего характера, которые причинили вред нам и другим, чтобы использовать их на более поздних этапах для исцеления и изменения.
Инвентаризация Четвертого Шага — это письменная инвентаризация. Если мы просто произносим это вслух или думаем об этом, очень легко пропустить или проигнорировать важные вещи. Все события должны быть зарегистрированы каким-либо образом, чтобы быть точными. Представьте, что вы пытаетесь провести инвентаризацию всех товаров в магазине, ничего не записывая. Точно так же наша инвентаризация должна быть задокументирована, чтобы быть полезной. Письменная инвентаризация служит моментальным снимком текущего состояния нашего нравственного бытия и позволяет нам получить точный, реалистичный взгляд на самих себя, возможно, впервые. Мы также можем использовать этот перечень для справки при работе с Шагами с Пятого по Девятый.
Опыт показал, что полезно работать над этим Шагом понемногу, не пытаясь ускорить процесс. Большинство из нас не могут написать подробный Четвертый Шаг за один присест. У нас слишком много работы, и нам нужно время, чтобы подумать о том, что мы делаем. Если мы разобьем Шаг на управляемые части, все, что нам нужно сделать, это сосредоточиться на части перед нами.
Поддержка других в выполнении этой работы имеет важное значение. Проводя инвентаризацию, мы остаемся в тесном контакте со своим спонсором и нашими друзьями по сообществу. Спонсор может помочь нам ускорить нашу работу и держать нас на правильном пути, побудить нас исследовать новые области или дать нам разрешение двигаться дальше, когда мы застряли. Некоторые из нас сочли полезным назначить дату нашего Пятого Шага как часть процесса Четвертого Шага. Мы также можем делиться частью нашей инвентаризации с нашим спонсором по ходу дела.
Не существует единого формата, который использовался бы всеми участниками в своих инвентаризационных записях. Мы тесно сотрудничаем с нашим спонсором, чтобы узнать, какие записи нам нужно делать и какая форма инвентаризации наиболее эффективна для нас. Общим элементом является то, что мы пишем о ряде аспектов нашей жизни, которые, если их собрать вместе, дают нам честное представление о самих себе, включая наши недостатки. Наша инвентаризация исследовательская, потому что мы стараемся исследовать себя как можно тщательнее и кропотливее. Это требует бесстрашия, потому что мы не позволяем страху помешать нам копнуть глубже. Нравственна, потому что касается наших ценностей и последствий наших действий для нас самих и других.
Изучение нашего сексуального поведения является важным аспектом нашей инвентаризации. В то время как в нашем Первом Шаге мы исследовали модели нашего сексуального поведения и раскрывали конкретные случаи, здесь мы более глубоко изучаем нашу сексуальную историю и рассматриваем каждый случай, когда наше сексуальное поведение прямо или косвенно причиняло вред другим или нам самим. Мы смотрим на то, кого мы обидели, что мы конкретно сделали, чтобы навредить им, и почему мы это сделали. В процессе мы можем раскрыть тайные планы, фантазии, убеждения и рационализации, способствующие нашему поведению. В то время как сексуальное насилие над другими является очевидным примером причиненного вреда, мы также признаем, что использование людей для наших сексуальных подвигов, нарушение доверия, поступки неверности, ложь и сокрытие нашего поведения, манипулирование другими скрыто или открыто, а также использование других в своих интересах путем использования силы или авторитета — это другие способы, которыми мы могли причинить вред. Мы также можем исследовать свой травмирующий сексуальный опыт или отношения сексуального насилия и их влияние на себя и других. Ясность, честность и самораскрытие необходимы, когда мы исследуем каждый случай. Мы берем на себя полную и безоговорочную ответственность за то, что мы сделали. Даже если мы были соучастниками в сексуальных проступках, в работе по Четвертому Шагу мы сосредотачиваемся только на своей части. Мы честно смотрим на дефекты, которые двигали нашим поведением, такие как эгоизм, стремление к контролю, отношение правоты или чувство неполноценности или превосходства.
Мы также исследуем наши обиды. Для зависимых от секса обида является одним из самых упрямых препятствий на пути нашего духовного роста. Обида означает цепляние за старую боль, гнев и недовольство. Когда мы цепляемся за боль или гнев, у нас возникает негативное отношение. Мы чувствуем себя жертвами. И каждый раз, когда мы прокручиваем это событие в уме, мы снова чувствуем себя жертвами. От этой позиции жертвы мы часто скатываемся к позиции обладателя прав. Если жизнь несправедлива, мы имеем право получить то, что нам нужно и чего мы хотим, любыми необходимыми средствами. Поэтому, чувствуя себя вправе, мы играем по другому набору правил. Мы снижаем наши нравственные стандарты, чтобы позволить себе получить свою справедливую долю. Мы используем нечестность, обвинение других, манипуляции или воровство, чтобы сравнять счет.
В нашей инвентаризации мы перечисляем людей и ситуации, которые причинили нам боль, ссылаясь на конкретные случаи. Мы перечисляем, какие обиды мы питаем к людям и почему, пытаясь точно определить, что они сделали, вместо того чтобы писать в общих чертах. Многие из нас пишут о том, что мы чувствовали, когда нам причиняли боль, и что мы чувствуем сейчас. Мы можем перечислить то, что, по нашему мнению, было утеряно, взято или угрожало действиями другого человека. Некоторые из нас также перечислили обиды на общество или определенные институты. Мы также пишем об ущербе, причиненном нам другими — как мы верим, что их действия причинили нам вред и ухудшили нашу жизнь. Мы можем чувствовать себя некомфортно из-за этого, но важно честно писать о своих чувствах, даже если они кажутся необоснованными.
Затем мы возвращаемся к списку обид, просматривая каждый инцидент, и спрашиваем себя, какую роль мы сыграли в ситуации. Мы должны взять на себя ответственность за свою часть, пусть даже небольшую. Иногда, особенно по обидам из детства, мы определяем, что вообще не причастны к проблеме. Однако, когда мы анализируем обиды из нашей взрослой жизни, мы обнаруживаем, часто к своему удивлению, что мы почти всегда каким-то образом способствовали возникновению проблем, которые нас окружают. Например, глядя на действия других, нам нужно спросить себя: «Что такого в их действиях, что могло быть ответом на то, что я сказал или сделал?» Спонсор может помочь нам разобраться в этом и увидеть, где мы должны взять на себя ответственность, а где нам нужно перестать нести ответственность за действия других.
Когда мы пересматриваем свою ответственность в конфликтах, мы видим, как проявляются дефекты нашего характера. Дефекты характера — это изъяны нашей нравственной природы, которые мешают нам следовать воле Бога; они являются выражением нашего своеволия. Эти дефекты включают нечестность, эгоизм, эгоцентризм, отсутствие смирения, напыщенность, пессимизм, желание контролировать все вокруг нас или любой другой недостаток, который мы снова и снова проявляем в наших отношениях с другими. Например, если мы неоднократно конфликтовали с людьми из-за ревности, мы отмечаем ревность как один из дефектов нашего характера. В нашем перечне мы делаем все возможное, чтобы перечислить все такие дефекты, которые мы можем выявить. Мы обратимся к нашему списку дефектов характера позже, в Шестом и Седьмом Шагах.
Точно так же, как мы пишем о своем сексуальном поведении и обидах, мы можем перечислять другие эмоции и модели поведения в нашей жизни. Примеры беспокоящих эмоций, которые выявляют недостатки нашего характера, могут включать страх, зависть, одиночество, стыд, смущение или ненависть к себе.
Этот список может не подходить для всех, и вместо этого мы можем перечислить другие шаблоны. Наш спонсор может помочь нам сузить или расширить наше внимание по мере необходимости.
Наши эмоции часто были источником боли и замешательства в нашей жизни, и они часто запускали наше зависимое сексуальное поведение. У нас могло быть навязчивое сексуальное поведение, когда мы испытывали гнев, страх, тревогу или даже радость, вместо того, чтобы реагировать на эти эмоции здоровым образом. Мы также можем заметить, что наши чувства усиливаются, когда мы останавливаем свое навязчивое сексуальное поведение. Проводя инвентаризацию, мы можем написать о многих способах, которыми эти чувства управляли нашей жизнью, используя конкретные примеры из нашего опыта. Мы стремимся изолировать и распознавать каждое чувство, насколько это возможно, и мы практикуем принятие всех наших эмоций, а не отрицание их или страх перед ними. В каждом случае мы ищем дефекты характера, проявляющиеся в нашей эмоциональной неуправляемости, а также отдаем должное тем временам, когда мы были ответственными, заботливыми и адекватными в своих эмоциональных реакциях. Если мы обнаруживаем, что колеблемся, мы обращаемся за помощью к нашей Высшей Силе, веря, что с Божьей заботой мы не сможем потерпеть неудачу.
В случае страха мы можем писать о событиях, когда мы рисковали своей жизнью, здоровьем, карьерой или отношениями, отрицая при этом, что мы были в опасности. Мы можем перечислить, каким образом наши страхи мешали нам: как страх мотивировал действия, о которых мы впоследствии сожалели, как он мешал нам достичь того, чего мы желали, или как страх перед близостью и обязательствами способствовал нашему одиночеству. Многие из нас обнаружили, что страх оказывает всепроникающее влияние на всю нашу жизнь, глубоко влияя на наши убеждения, наши отношения и нашу самооценку. Тем не менее, мы также должны хвалить себя за те моменты, когда мы были смелыми — когда мы чувствовали страх, но все же делали то, что было достойным или полезным для нас.
Когда мы пишем о зависти, мы можем рассматривать все способы сравнения нашего внутреннего состояния с внешним видом других людей. Мы можем перечислить то, что есть у других, чего, по нашему мнению, нам не хватает, написать о нашей ответственности за то, что мы не преследуем эти цели, а затем перечислить то, за что мы благодарны в нашей жизни.
Исследуя одиночество, мы можем написать о том, как мы изолировали себя. Если мы слишком заняты, чтобы иметь друзей, или иным образом избегаем близких контактов, мы это замечаем. Мы перечисляем способы, которыми мы избегали эмоциональной близости с самыми близкими нам людьми. И мы перечисляем способы, которыми мы все еще избегаем этого. Если мы храним секреты или скрываем часть своей жизни, мы записываем и это.
Мы можем захотеть записать те действия, которые вызвали у нас стыд или смущение. Хотя смущающие события могут показаться тривиальными, иногда мы чувствуем такое смущение, как если бы эти события произошли вчера. Мы также можем перечислить то, в чем мы чувствуем себя виноватыми. Мы смотрим на вещи, которые, как мы знали, были неправильными, и о которых мы чувствуем угрызения совести. И мы записываем любые секреты, за которые нам стыдно, или другие события, которые вызывают стыд, когда мы их вспоминаем. Эти болезненные события и чувства должны выйти наружу, если мы хотим продолжать идти по пути выздоровления. Пока они остаются тайной, они способны вернуть нас к нашей зависимости.
Мы можем инвентаризировать ненависть к себе, перечислив поступки, которые мы сделали и которые, по нашему мнению, мы не можем принять или простить себе. Это то, что время, кажется, не лечит. Мы смотрим на то, как мы себя подводим. Мы перечисляем обиды, которые держим против себя. Мы записываем в себе то, что нам не нравится или что мы хотели бы изменить. Мы пишем о том, как мы вели себя, ненавидя себя, перечисляя способы, которыми мы злоупотребляли своим телом, своими эмоциями и нашим духом. Мы смотрим на то, как мы пренебрегали своими физическими, эмоциональными, умственными и духовными потребностями. Мы изучаем, как мы позволяли другим оскорблять нас и плохо с нами обращаться. Мы перечисляем негативные вещи, которые мы думаем о себе, и оскорбительные сообщения, которые мы говорим себе. Мы ищем закономерности в своем ненавидящем себя поведении, пытаясь выявить лежащие в их основе дефекты характера.
Моральная инвентаризация была бы неполной без признания наших положительных сторон. Мы перечисляем, как мы действовали из любви к себе. Мы можем писать о дружбе, которую мы создали, и о людях, которым мы помогли. Мы перечисляем то, чем мы искренне гордимся, например, здоровые достижения, над которыми мы упорно трудились. Мы пишем о нашей любви, вере и благодарности. Мы воздаем себе должное за успехи, которых мы добились в передаче нашей зависимости нашей Высшей Силе.
Нам следует помнить, что наша инвентаризация Четвертого Шага — это просто инвентаризация. Мы всегда можем вернуться к нашей инвентаризации, когда нам это нужно. Возможно, мы были готовы признать определенные истины о себе только тогда, когда впервые работали над этим Шагом. Мы можем снова работать над Четвертым Шагом, когда нам предстоит столкнуться с новыми проблемами или когда нам нужно более внимательно изучить себя. Не существует ни одной правильной инвентаризации, ни идеальных инвентаризаций.
Завершение Четвертого Шага является важной вехой в нашем выздоровлении. Для его завершения нужны терпение, настойчивость, честность и мужество. Нужна поддержка, по этому мы делаем Четвертый Шаг с помощью нашей Высшей Силы, нашего спонсора и нашей группы. И это требует нежности в форме заботы о себе. Выполняя этот шаг, мы демонстрируем приверженность своему выздоровлению и жизни в реальности. Теперь, после такого с трудом завоеванного понимания самих себя, пришло время открыться и поделиться своей правдой, и в этом обмене помочь сделать наше выздоровление безопасным. Настало время Пятого Шага.