Введение
Анонимные зависимые от секса (SAA) — это сообщество мужчин и женщин, которые делятся друг с другом опытом, силами и надеждой с целью решить свою общую проблему и помочь другим исцелиться от сексуальной зависимости. Единственным условием членства является желание остановить компульсивное сексуальное поведение.
SAA — это духовная программа выздоровления, основанная на 12 Шагах и 12 Традициях Анонимных Алкоголиков. Воздержание является инструментом восстановления как в АА, так и в SAA. Отличие программ состоит в том, что воздержание в АА четко определяется, как полный отказ от алкоголя. В SAA мы не можем отказаться от своей сексуальности, поскольку она является частью нашей человеческой сущности. Вместо этого мы воздерживаемся от компульсивных, разрушительных видов поведения, которые делают наши жизни неуправляемыми.
В SAA мы узнали, что, будучи зависимыми от секса, мы имели слишком мало личных ограничений, определявших, когда нужно остановиться, а когда — начать.
Мы были не в состоянии видеть и поступать в соответствии с взаимным уважением и нашими личными ценностями. Устанавливая границы, мы начинаем развивать ощущение себя как отдельной личности, ответственной за собственный выбор и поступки. Рамки в SAA обычно разграничивают те виды поведения, от которых мы будем воздерживаться, и те, которые мы примем в поиске душевного покоя и сексуального здоровья.
Сексуально зависимый человек может быть «раскованным», но не сексуально свободным. Важно то, что мы можем излечиться и излечиваемся в том случае, если ищем помощь и поддержку.
Наши истории связывает общность боли, страха, одиночества и отчаяния, тогда как исцеление объединено совместным опытом, усилиями и надеждой. Тем не менее, особенности наших историй различны, поэтому каждый определяет свои собственные границы. В процессе работы определение воздержания должно быль индивидуальным, практическим и конкретным. Многие люди начинают с периода «целибата», тем самым давая себе время для изучения шаблонов своих сексуальных компульсий. На основании этой информации они пытаются выстроить основные принципы воспитанной, уважительной близости, и сексуального поведения.
Концепция воздержания и ограничений изменяются с ростом самосознания. Ниже представлены истории, рассказанные отдельными участниками. Они отражают различия в опыте и разные стадии выздоровления, одновременно показывая, насколько индивидуально воздержание и ограничения для каждого человека. Эти истории не обязательно демонстрируют суть SAA в целом.
Становление интимных отношений
Женщина, является членом SAA 3 года
Я не использую слово воздержание в своей программе, поскольку оно может быть истолковано неправильно и негативно.
Моя сексуальная зависимость препятствует главной потребности: моей потребности в близости. Мои взаимоотношения — те, которые повышают мой потенциал и подходят мне. Тех отношений, которые снижают мой потенциал для близости (и для целостности), следует избегать.
Целибат был одним из инструментов, который я использовала, чтобы разобраться, какие отношения давали положительный потенциал, а какие нет — вместо выяснения этого «через постель». Еще в самом начале программы целибат давал мне дополнительное преимущество: он избавил от некоторой неуправляемости, с которой я пришла в программу. Он также дал возможность избавиться от привычки саморазрушающего сексуального поведения, на достаточно долгое время для того, чтобы почувствовать, что мне необходимо ощутить и изменить то, что мне нужно изменить в своей жизни.
Период целибата — и период охлаждения во всех смыслах этого слова — помог мне убедить саму себя в том, что я могу строить отношения с мужчинами, с которыми встречаюсь, через более тесное с ними знакомство (хорошая идея!) и предоставление им возможности оценить меня (или не оценить) кто я есть; я также могу судить мужчин подобным образом. Наградой для меня во время сохранения целибата стало открытие, что волшебным образом я (благодаря Высшей Силе!) больше не привлекаю определенный сорт мужчин. Происходили перемены к лучшему, и они никак не были связаны с моими навыками сексуального обольщения.
Целибат был инструментом. Сейчас я не храню обет безбрачия. Близость — моя цель и мой камень преткновения.
Мне кажется, что модель воздержания Анонимных Переедающих подходит мне больше, чем та, которую используют Анонимные Алкоголики. Интимные отношения, подобно пище, но не алкоголю, — наша потребность. В SAA меня подтолкнули к идее решить для себя, что хорошо и что полезно, а не только то, чего следует избегать.
Об установлении моих собственных ограничений
Марти, является членом SAA девять месяцев
Я был в SAA около девяти месяцев. За это время мое осознание своей зависимости значительно выросло. Я хочу кратко рассказать о конкретных аспектах своей зависимости, вокруг которых я установил ограничения как помощь своему выздоровлению.
Когда я впервые попал в программу, то в основном хотел прекратить увлечение порнографией и занятия мастурбацией. Чаще всего я использовал порнографическое видео и любые журналы, которые мог купить в магазине. Знаю, что некоторые люди способны мастурбировать для «самоутверждения», но я до сих пор уверен, что занятия мастурбацией вызывают привыкание. Я мастурбирую, чтобы улучшить свое настроение, убежать от проблем на работе или чувства одиночества, грусти, злости, боязни счастья, радостных волнений и т. д. После я плохо себя чувствую, корю за сделанное, мне кажется, что я не достоин быть с другими людьми.
Поначалу я боролся с этим с помощью ограничений. У меня было несколько срывов — я покупал журналы или мастурбировал, или и то, и другое вместе. Помню, как однажды обыскал комнату своего соседа в поисках порнографии, думая, что она там должна быть, я чувствовал возбуждение в предвкушении возможной находки, отчасти надеясь, что ничего не найду, ощущая бессилие прекратить поиск и извращенное чувство безысходности. Когда я рассказал об этом участнику своей группы, он отметил, что я не только был поглощен озабоченностью, но и посягнул на неприкосновенность личной жизни другого человека. После этого инцидента я установил четкую грань: я не буду обыскивать комнату своего соседа. Сейчас мне кажется очевидным иметь подобное ограничение; но тогда я не понимал, что делаю.
Со временем я отметил, что был бессилен перед разглядыванием в газетах заметок о фильмах для взрослых и обложек порножурналов, которые обычно расставлены за спиной кассира в магазине. Эти вещи доставались мне слишком легко, и мои фантазии захватывали меня. Я установил ограничение, касающееся всего этого: несмотря ни на что, я не буду их разглядывать.
С подросткового возраста я перещелкивал ТВ-каналы, чтобы увидеть женские тела для мастурбации. Поиск и ожидание стимуляции такого же легкодоступного сорта отнимали много времени, проведенного в изоляции и одиночестве. Теперь я не стану смотреть телевизор, не зная точно, что хочу посмотреть. Я не включаю его, просто чтобы посмотреть, что сейчас показывают; я не могу переключать каналы только для того, что увидеть, что там еще идет, не втягиваясь в поиск женских тел. Мне приходится выходить из комнаты, когда подобную программу смотрят другие.
В последние месяцы я обнаружил, что мне нужно установить ограничения в области своих фантазий и некого подобия эйфории. Я заметил, что когда прекращал смотреть порнографию, я все равно еще получал невероятно яркий поток образов, хранящихся в моей голове. Я мог проводить дни напролет, охваченный этими картинками, находясь в ступоре на грани мастурбации или покупая порнографию для получения «разрядки». В итоге я узнал, что поскольку я бессилен перед появлением этих изображений, у меня есть выбор — оставаться с ними или отказаться от них. Мне трудно отказаться, потому что это — мои старые друзья и они поднимают мне настроение. Когда я работаю по правильной программе, мой выбор ухода от этих образов проявляется в следующих действиях: совершение телефонных звонков, уборка комнаты, чтение программной литературы. Иногда я просыпаюсь посреди ночи, чтобы сделать одну или несколько из этих вещей, тем самым помогая себе.
Моя зависимость вызывает к жизни отношения из прошлого и другой опыт отношений с женщинами. Поскольку все это — навязчивые образы для меня, я пытаюсь относиться к ним также, как и к картинкам из порно или фантазиям.
Я узнал, что должен быть предельно осторожен в отношениях с женщинами. Мне трудно воспринимать их просто как людей. Вместо этого я рассматриваю их как объекты, которые могут дать мне «разрядку». Тогда как даже обычное нахождение рядом с женщинами вызывает реакцию моего тела, мой навязчивый конечный интерес — это неприкрытое сексуальное желание. По отношению к женщинам у меня есть следующие ограничения:
- Никаких шуток на тему секса.
- Никаких разговоров о вещах, имеющих отношение к сексу.
- Никаких разговоров о сексуальных предпочтениях.
- Не говорить вещей подобно следующему: «Ты действительно привлекаешь меня, я нахожу тебя сексуальной, но боюсь быть рядом с тобой».
- Никаких разговоров о том, какой одинокой, потерянной, униженной, оскорбленной она себя чувствует.
- Никаких разговоров о том, какими жестокими были все мужчины в ее жизни.
Моей зависимости нравится заводить разговоры на подобные темы с женщиной независимо от ее семейного положения, надеясь, что она тоже не устанавливает себе ограничений. Для меня это совершенно новая идея о том, чтобы устанавливать рамки в отношении женщин; я всегда передаю работу по определению границ на их усмотрение.
Я испугался и устыдился, когда впервые понял, что моя зависимость хочет иметь сексуальные отношения с подростками и юными девушками. Теперь я могу принять это, как часть своей зависимости; частью моего бессилия является желание вступать в сексуальные отношения с женщинами практически любого возраста. Когда встает этот вопрос, я разговариваю с другими участниками группы, чтобы удержаться от сохранения в тайне того, что может подпитать мою зависимость.
Я обнаружил, что установление конкретных границ помогло моему выздоровлению. Вне зависимости от моих чувств, я знаю, что уже не могу делать определенные вещи. Мои ограничения становятся все четче и четче, чем больше я узнаю о своей зависимости. Эти рамки устанавливаются таким образом, чтобы я чувствовал себя хорошо. Я стараюсь позволять им формироваться своим чередом, информирую участников группы о моих ограничениях. Я благодарен за поддержку, которую получил во время работы по индивидуальной программе, которая кажется подходящей для меня.
Воздержание через нежность
Женщина, является членом SAA 2,5 года
До прихода в SAA я пыталась изменить свое поведение, когда поняла, что преследую сексуальных партнеров-мужчин как способ отрицания своего лесбиянства. Я проявила себя как лесбиянка, ожидая, что это уменьшит мои трудности. Вместо этого я осознала, что мое компульсивное сексуальное поведение вышло из-под контроля. Мне требовалась духовная программа и поддержка других людей, чтобы изменить свои поступки.
Мои поиски воздержания начались с идентификации недавних, опасных для жизни поступков, которые я совершила, когда уже пришла в программу. Я преследовала партнеров, которые отличались жестокостью. У меня были сексуальные отношения с моими домашними животными. Я была вовлечена в сексуальные действия относительно себя. Эти акты включали порезы, прижигания, порку и яростную мастурбацию. Когда я начала видеть, что творила с собой, то поняла, что к тому же была изолирована от других людей. Получение спонсора в SAA и посещение собраний помогли мне разрушить эту изоляцию. Я также должна была убрать из дома все предметы, которые использовала для причинения себе вреда.
Какое-то время я практиковала строгое соблюдение целибата. Я воздерживалась от свиданий, мастурбации, изоляции и посещения мест, которые раньше использовала для поиска партнеров. Когда я «выходила в свет», то беседовала с женщинами из программы и ходила с людьми, с которыми чувствовала себя в безопасности. В то время у меня еще не было границ в отношении других людей, мои перспективы были весьма ограничены, не было понимания моих собственных ценностей. Мне приходилось спрашивать о каждом движении и действии.
Я узнала, что насилие и нежность несовместимы, и начала пытаться быть нежной с самой собой. После того, как я пресекла случаи неконтролируемого поведения, я выделила два основополагающих момента: 1) я была слишком критична по отношению к себе; 2) я думала, что смогу обезопасить себя через асексуальность. Нахожу, что в обоих этих случаях я была жестока с собой. Я была нежна с каждым, кого встречала. Я изучала пути получения удовлетворения посредством мастурбации без жестокости. Время от времени я была вынуждена возвращаться к строгому целибату, когда понимала, что хочу быть жестокой с самой собой.
Мое воздержание — в том, чтобы быть вовлеченной только в здоровые отношения, и чтобы партнер был нежен со мной. Я избегаю людей, которые вербально, эмоционально или сексуально агрессивны. Моя линия поведения такова, что я не вступаю в интимные отношения с партнером, пока не почувствую к нему доверия, достаточного, чтобы поделиться с ним о своей сексуальной зависимости. Я мастурбирую, когда способна осознанно выбрать для своего удовлетворения путь нежности. Если возникают сомнения, я выбираю отказ от секса.
Мое воздержание — это повседневная забота. Я стараюсь быть нежной в своем внутреннем мире. Я использую программу, особенно Шаги, в молитве и медитации, и делюсь с другими, чтобы помочь поддерживать воздержание, которое выбрала для себя.
Стремление к благоразумию
Мужчина, является членом SAA около 2 лет
По совету своего врача я вступил в SAA весной 1982 года. Довольно скоро я забросил это, и снова вернулся только в июле 1983 года, подкрепленный сильным желанием остановить свою одержимость и восстановить самолюбие и здравомыслие.
Я узнал, что был очень зол на женщин и выражал это самыми разными способами. Я был бессилен перед своей злостью по отношению к ним. Я преследовал женщин, когда они шли по улице. Я выкрикивал непристойности в их адрес. Я запугивал их и дважды подвергал насилию разных женщин в спальнях общежитий. Я пристрастился к чтению порно и хождению в книжные магазины для просмотра порнографического видео. Одновременно я страдал от тяжелой депрессии и стыда. Я скатился от студента-отличника до отчисленного; не мог подолгу удерживаться на одном месте работы и не мог сохранять длительные отношения. Я сторонился семьи и друзей, и даже пытался покончить жизнь самоубийством.
Сейчас у меня имеется длинный список ограничений, которого я стараюсь придерживаться каждый день, проживая жизнь по одному дню за раз. Я не буду выслеживать или преследовать женщин, совершать непристойные телефонные звонки, читать или смотреть порно, смотреть наводящие видеоролики и телепередачи. Я стараюсь уводить свои мысли от мира моей озабоченности и одержимости. Я не стану вступать в интимную связь с женщиной без предварительных отношений.
Прислушиваясь к внутреннему голосу
Женщина, является членом SAA 1,5 года
Мое воздержание началось, когда из города уехал мой последний любовник. Наши отношения были физически, эмоционально и сексуально жестокие, и страх был настолько сильным, что я попала в приют для женщин, перенесших насилие. Там я начала говорить и изливать свою историю. Таков был путь выхода из безумия.
Я лечилась более 6 лет, но никогда не касалась темы сексуального насилия в своих отношениях. Реалии болезни закрыли меня для секса на долгое время, одновременно упростив для меня воздержание. Навязчивые мысли о сексе и периодические приступы, сопровождавшиеся компульсивной мастурбацией, находили на меня, но потом отступали. Я больше не мастурбирую компульсивно, и «приступы» не продолжительны. Я воспринимала свою зависимость отдельно от себя, и когда она овладевала мной, думала, что должна реагировать на каждый сексуальный импульс. Я начинаю понимать, что сексуальные чувства — всего лишь чувства. И не должна реагировать на каждое из них. Я начинаю осознавать, когда мной овладевает сексуальное чувство, я могу просто позволить ему пройти через меня.
Я использовала порыв мастурбировать или желание секса с другими людьми для маскировки других чувств, таких как гнев, печаль, разочарование и одиночество. Когда появляется желание секса, особенно путем, который мог бы навредить мне, я задаю себе вопрос: «Что творится в других сферах моей жизни?». Если могу определить свои реальные потребности, то спрашиваю себя: «Что я могу сделать для удовлетворения этих потребностей?». Это действительно очень просто. Иногда слишком просто.
Чем дольше я в SAA, тем более ценным мне представляется определение своего собственного воздержания. Поначалу было трудно. Будучи одной из перфекционистов мира, я начала эту программу с желанием, чтобы кто-то рассказал мне правила, как правильно поступать. Я сильна в запоминании правил, имею достаточно самоконтроля и железной силы воли, когда реально хочу стать «на путь истинный». К моему огромному удивлению, оказалось, что нет никаких правил. Просто наступает время готовности и чего-то, названного в «Главе пятой», в которой говорилось, что нам нужно быть «готовыми пройти любые расстояния». Я подумала про себя: «Может быть, имеется ввиду составление моих собственных правил?». Догадываетесь? Это означает установление моих собственных правил.
Очень важным для меня было определить свое собственное воздержание, потому что оно менялось в ходе моего исцеления. Поскольку я зависима от секса, мой мир и моя жизнь были очень суровыми. Благодаря программе выздоровления я стала гораздо более «гибкой». Поначалу мое воздержание включало полный уход от любых видов ситуаций, имеющих отношение к сексу — я пугалась даже разговоров, в которых имелись намеки сексуального характера. Мне казалось, что рекламные ролики на ТВ, мыльные оперы, фильмы, рекламные щиты, даже песни на радио существуют для того, чтобы достать меня и втянуть обратно в мою зависимость. Я держалась как можно дальше от телевидения, выключала радио, не общалась и не вступала в разговоры, когда думала, что может возникнуть тема секса или шутка такого характера. Теперь я не вижу в этих вещах ничего такого, что заставило бы меня затаиться или убежать. Скорее я просто не буду участвовать в этом. Раньше я не осознавала, что у меня есть выбор, и благоразумие означало, что я должна избегать подобных ситуаций. Теперь они не задевают меня, ведь я вижу, что они не препятствуют выздоровлению. Считаю, что принимать участие в ситуациях, связанных с сексуальным насилием, не в моих интересах, и поэтому решаю не участвовать.
Поскольку у всех нас разные истории, я думаю, что и воздержания должны быть разными. Тем не менее, я верю, что всех нас объединяют боль, страх, одиночество и борьба в наших историях, поиски исцеления и душевного покоя. Я вижу, что у всех нас есть отличия, из которых состоят наши зависимости, но нити нашей боли тесно переплетаются.
Для меня оказалось полезным в определении и поиске воздержания обратить внимание на «спусковые крючки» — вещи, которые запускали мое навязчивое поведение. Я узнала, что большинство путей, через которые я неосознанно впадала в зависимость, это мои чувства. Делая свой Первый Шаг, я поняла, что визуальное восприятие было моей основной точкой входа в зависимость. Я установила ограничение не смотреть телетрансляции мужского баскетбола, поскольку они вызывали во мне навязчивые идеи. Я также установила ограничение касательно разговоров и музыки, которую я могла слушать, и людей, которым я могла позволить прикоснуться к себе.
Выздоровление одной женщины предполагает воздержание от любых мыслей о насилии. Другие могут давать обещание не вступать в интимные отношения или не мастурбировать в данный период времени. Большинство женщин просят помощи у кого-нибудь для поддержания их воздержания. Что касается меня, мой Первый Шаг — способ справиться со своими компульсивными сексуальными чувствами. Вновь испытав неуправляемость и безумие зависимости, эти переживания помогли мне понять, где я и что я могу выбрать путь к выздоровлению. Когда, находясь в глубоком отчаянии, я совершенно забываю о всяком выздоровлении, я думаю, что снова вернулась к нулю. Тогда я могу обратиться к кому-нибудь из программы, чтобы мне напомнили о моем выздоровлении. Чаще всего мне нужно верить, что исцеляюсь, и что это дар от моей Высшей Силы.
Моя работа по сохранению воздержания состоит в том, чтобы заботиться о себе как можно лучше. Это значит быть доброй к себе, заботиться о своих физических потребностях, особенно когда я борюсь со своей зависимостью. На протяжении многих лет, которые я впадала в одержимость, я чувствовала себя подобно суперженщине и изматывала себя до предела и сверх него. Сейчас, восстанавливаясь, я устаю гораздо легче и раньше. Я позволяю себе расслабиться и отдохнуть. Я ем, когда голодна, иду в ванну, когда мне необходимо, выпиваю чашечку чая, когда чувствую, что слишком измождена, или иду спать, когда мой организм говорит мне об этом. Если начинаю ощущать, что мое тело тяготит меня, я заставляю себя бороться с зависимостью. Я учусь прислушиваться к своему внутреннему голосу, который знает, когда мне нужно сделать перерыв, отдохнуть или слиться в объятиях. Все эти простые, базовые способы — пути сохранения моего благоразумия, поддержания моего выздоровления и воздержания.
Мое определение трезвости
Мужчина, член SAA
Моя сексуальная зависимость подразумевает фантазии о женщинах, которые заставляют меня быть с ними садомазохистом в интимных отношениях, а также при компульсивной мастурбации. Таким образом, трезвость для меня — не фантазировать на сексуальные темы и не мастурбировать. После некоторых размышлений и молитв, я пришел к выводу, что не могу мастурбировать здоровым, самоутверждающим способом, я решил, что любая мастурбация нарушает мою трезвость.
Трезвость для меня также означает вступать в сексуальные отношения с женой, когда хочу быть рядом с ней эмоционально и могу оставаться настоящим и честным с ней во время секса. Интим с женой, когда я возбужден, но не чувствую эмоциональной близости, или когда я чувствую, что меня охватывает навязчивое поведение — это нарушение моей трезвости.
Четкие ограничения ведут к самоуважению
Мужчина, член SAA
Как у любого зависимого от секса, мои ограничения были слишком размыты и неясны, приводили к путанице. Я был унижен или раздавлен, и стыд преобладал в самосознании. Мое тело было мне чуждым. Я не был уверен в том, что чувствую или как выгляжу. Мне были не известны цели моего сексуального желания. Я хотел контролировать первопричину своего безоговорочного подчинения зависимости, без гарантии ее возвращения, и таким образом освободиться от риска компульсивного поведения. Я стал заключенным без прав на все, что ставило под угрозу первопричину, и на отступление. Я стал беспомощным и неадекватным. Компульсивные траты на проституток и потеря работы угрожали моей экономической состоятельности. Приступы навязчивого поведения стали причиной помутнения рассудка. Генитальное возбуждение и бредовый поиск безопасной «дозы» скрывали боль одиночества и напрасных усилий соединиться с другими. Проще было сдаться и сказать «Черт с ним!», чем взять на себя ответственность за контроль и действовать ответственно. Я сдался зависимости, чтобы контролировать боль, а не уступил ей, чтобы моя зависимость стала управляемой. Я лишь признал, что безнадежен, но не бессилен.
Восстановление благоразумия, или, возможно, совершенствование психики поначалу, включая уточнение ограничений, означало поиск критерия для определения, чем для меня было компульсивное сексуальное поведение. Я нарушал свои границы, когда поведение было тайным, унизительным, влияло на психику или вызывало отчуждение. Мое стремление к четким рамкам — установить пределы, в которых совершенствовать уверенность в себе, самоуважение и единство души и тела. Это способствует моей цели знакомиться и развивать отношения с людьми из сообщества поддержки.
Я надеюсь уйти от изоляции, стыда, гнева и возбуждения приступов сексуального навязчивого поведения. Вместо них я иду к сексуальному поведению только в контексте заботы, преданных отношений, развивающихся во времени, в которых уважение к личности другого человека существует без смешения с моими желаниями и влечением. Я также надеюсь вести финансово ответственный образ жизни, полагаясь на Бога во мне в стабильности выполнения продуктивной работы и траты бюджета.
При четких ограничениях существует возможность осознанного выбора без самообмана. Я хочу удержаться в новом образе жизни, к которому пришел, следуя этим рамкам:
- Никакого общения, орального секса или мастурбации с проститутками.
- Никаких стрип-шоу.
- Никакой порнографии, включая журналы и ХХХ-видео.
- Никакой мастурбации.
- Никаких теле- и радиопередач, книг и записей, которые вызывают соблазнительные фантазии, и как я считаю, помутнение рассудка. Если я фантазирую больше, чем 3 минуты в одиночку, или 3 секунды в публичном месте, я прекращаю действие.
Установление ограничений для ощущения защищенности
Женщина, является членом SAA в течение года
С моим ростом в программе и тем, что я становилась все более честной сама с собой, мое воздержание развивалось, менялось, обретало все новые детали.
Когда я впервые вступила в программу, у меня не было никаких личных ограничений. Мое воздержание проще всего описать, поясняя, как я поставила свои ограничения на место, чтобы быть и чувствовать себя с людьми в безопасности.
Входя в программу, я на время выбрала сохранение целибата, поскольку мое навязчивое поведение заключалось в неразборчивых половых связях и вело мою жизнь к опасности. Затем я начала осознавать эффект, к которому приводили мужчин мои двусмысленные послания о своих сексуальных намерениях. Мне нужно было прекратить флиртовать, чтобы бы быть в безопасности и общаться без пространных намеков.
Поддаваясь своей зависимости, я рассказывала всем и каждому свои интимные подробности (включая информацию явно сексуального характера) независимо от обстоятельств, которые связывали меня с собеседником. Это был верный способ выставить себя жертвой. В ходе выздоровления я очертила границу разговаривать сдержанно, пока не научилась судить об уместности своих слов. Обосновывала это тем, насколько я ощущаю себя в безопасности и мои намерения последующей близости или сохранения лишь поверхностных отношений с собеседником.
Позднее я обнаружила, что мой метод обращения с самой собой жесток. Мое самонаказание заставляет меня чувствовать стыд и думать, что я заслуживаю плохого отношения со стороны других людей. В противовес этому я делаю сознательное усилие для обращения с собой уважительно и доброжелательно.
Другой важной составляющей моей зависимости было увлечение сексом и романтическими отношениями. Пребывая в зависимости, мне сложно контролировать эту проблему, но я сочла, что проще обратить ее к помощи Бога, чтобы я избегала поступков, которые подпитывают одержимость. Я ограничиваю количество «лирической» поп-музыки, которую слушаю, когда чувствую себя несчастной или уязвимой. Я избегаю фильмов откровенно сексуального жанра или сценами насилия, а также подобной литературы и изображений. Я мастурбирую для выражения заботы о самой себе, и избегаю этого, если одержима. Я также воздерживаюсь от шуток откровенного содержания, «черного» юмора. Я прикасаюсь к другим и позволяю прикасаться к себе только по взаимному согласию.
Предпринимая шаги для восстановления и законченности сексуальности во мне, я воспринимаю свои сексуальные эмоции как выражение интимных, ласковых чувств к своему партнеру. Под руководством своей Высшей Силы, я учусь, как привести мою целостную личность — физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную — к выбору, который я делаю.
Благодатное пробуждение
Мужчина, является членом SAA 4,5 месяца
Когда я вступил в SAA, у меня имелось четкое определение первоначальных ограничений. В этом году я прекратил сексуальные отношения со всеми, кроме своего любовника, человека, который живет за 750 миль отсюда. Для меня были приемлемы занятия мастурбацией дома в уединении, но я перестал посещать места, где одержимо вел тайную, беспорядочную жизнь. Это могли быть сауны для геев и гейбары, общественные туалеты и парки, посещаемые гомосексуалистами, магазины порнолитературы и пляжи для геев/нудистов: благодаря SAA и пробуждению чувства своей Высшей Силы, я придерживался этих рамок, и рос эмоционально и духовно.
Следуя собственному опыту, я добавил два дополнительных ограничения и размышляю над третьим. В прошлом месяце я совершал деловую поездку в другой город и случайно увидел экземпляр порножурнала для геев на газетной стойке. Я обнаружил себя разглядывающим снова и снова фото на обложке в другом конце магазина, когда стоял в кассе. Я испытывал все признаки беспорядочного возбуждения, и понял, что порнография пробуждает мою зависимость. Мне пришлось отказаться от нее.
В той же поездке одну ночь я долго не ложился спать, разговаривая с группой людей — действительно слишком долго, что в итоге имело негативные последствия для моей работы в последующие 2 дня. Единственной причиной такого поступка было то, что в группе был милый, привлекательный молодой человек, который, как мне казалось, хотел заняться со мной сексом. Моей целью было получить предложение, хотя у меня и мысли не было ложиться с ним в постель. Сейчас я ощущаю это как навязчивое поведение. Мне нужно стараться не быть слишком дружелюбным с человеком, основываясь лишь на его взглядах.
В настоящее время я задаю себе следующие вопросы: Использую ли я мастурбацию как навязчивую замену беспорядочному сексу? Нужно ли ограничить количество мастурбаций? Чувствую ли я иногда себя виноватым лишь потому, что большинство мужчин в моей группе SAA отказываются от нее? Через несколько месяцев я буду знать больше, но на сегодня я знаю вот что: с приходом в SAA и стремлением применять программу 12 Шагов во всех своих действиях я чувствую себя гораздо более здоровым и вменяемым, ценю себя больше, чем когда-либо.
Что для меня означает сексуальная трезвость
Мужчина, является членом SAA 3 года
Сексуальная трезвость (т.е. решение не поддаваться компульсивному сексуальному поведению) — это моя спасительная соломинка к моей Высшей Силе. Такая связь с моей Высшей Силой дает мне возможность вырваться из тисков стыда и ненависти к себе, которых было так много в моей жизни. Без трезвости у меня было так мало спокойствия, уважения к себе и другим.
Моя зависимость была сосредоточена вокруг возбуждения от рассматривания нижнего белья, которое надето на женщине, а также увлечения женским мочеиспусканием. Я решил установить ограничения для этих действий, потому что: 1) они являются вторжением в частную жизнь женщины; 2) они ведут лишь к самоунижению и ненависти к себе также, как и другие деструктивные модели поведения в моей жизни; 3) они отнимают у меня эмоционально близкие отношения и с мужчинами, и с женщинами из-за сопутствующего чувства глубокого стыда; и 4) они оскверняют прелесть нормальной сексуальности как выражение любви и эмоциональной близости.
Мои ограничения включают:
- Не читать книги и не просматривать статьи в журналах или газетах, которые хоть как-то связаны с темой мочеиспускания или нижнего белья. В течение нескольких месяцев это означало не выписывать газету, пока я не стал чувствовать себя осмотрительнее при ее ежедневном прочтении. У меня до сих пор имеется ограничение, касающееся чтения некоторых статей, таких как светская хроника.
- Не читать книги, журналы и газеты, когда чувствую себя одержимым и потому ищу сексуально возбуждающие места в этих книгах, журналах или газетах.
- Избегать отделов библиотек и книжных магазинов, в которых можно найти материалы о сексе и сексуальных отклонениях. Сюда также входит избегание магазинов порнолитературы, как формы зависимости, которой я не поддавался, но которая может стать следующим шагом к деградации.
- Не стоять и не сидеть возле женских туалетов.
- Не глазеть на определенные участки тела женщины, особенно если она сидит и одета в платье.
- Удаляться от разговоров в общественных местах, на телевидении или радио о проблемах женской мочеполовой системы или о нижнем белье.
- Избегать фантазий, включая эйфорию, имеющих отношение к женскому нижнему белью или мочеиспусканию.
Первое, что я делаю в попытке удержаться в рамках — телефонный звонок кому-нибудь из программы. Если это невозможно, полезно прочитать Молитву о душевном покое, другие молитвы или программные девизы и помедитировать. Обычно я стараюсь быть строгим с собой в сопротивлении этим искушениям, но делать это нежно и с любовью. Кроме того, мне нужно признать свою зависимость как часть себя. Вместо того чтобы бороться с ней, полезней признать, насколько ненормально и разрушительно заманчивое поведение. Борясь с искушением, я стараюсь обращаться к своей Высшей Силе через свои собственные уникальные, спонтанные молитвы, страстно прося у своей Высшей Силы помощи, поддержки и успокоения. Иногда необходимо провести некоторую профилактическую подготовку. Если я знаю, что могу быть вовлечен в неизбежно провоцирующую ситуацию, для меня важно оповестить об этом участников группы.
И наконец, у меня есть хорошая мотивация, чтобы оставаться сексуально воздержанным. Следуя приведенным выше принципам и Двенадцати Шагам, я становлюсь, день за днем, человеком, которым могу быть по воле Высшей Силы.
Воздержание: моя повседневная обязанность
Женщина, является членом SAA год
После более чем годового участия в программе, я все еще нахожусь в процессе понимания, что есть мое воздержание. Узнавая все больше о себе и своей зависимости, я постоянно изменяю внешние и внутренние ограничения в том, что я называю «пребывание в зависимости», для включения новых отношений и видов поведения.
Сейчас я определяю свое воздержание как ежедневную обязанность быть в единстве с собой: т. е. чувствовать свое тело, эмоции, мысли, желания и духовность функционирующими как единое целое. Знаю, что существует две стороны моей зависимости: поддаваться ей либо контролировать свою сексуальность. Для меня одержимостью было иметь сексуальные отношения с партнером, отключаясь от реальности и воображая себя и своего партнера. После многих лет одержимости, я стала пытаться контролировать свою зависимость (хотя тогда я не знала, как это называется) через управление своей сексуальностью. Для этого я использовала стыд и психологическое самоуничижение. Зачастую одержимость была не такой уж большой проблемой, поскольку стыд и самоунижение останавливали меня раньше, чем я успевала поддаться. Теперь я знаю: что перед тем, как впасть в состояние одержимости, есть момент, когда мне нужно отказаться от реальности, где я цельная, достойная личность. Поступая так, я «ловила кайф» от страданий, вызываемых моими попытками контролировать одержимость или самой одержимостью. У меня стали появляться мысли о суициде, я даже совершала попытку самоубийства после длительного периода самоуничижения. Раньше мое бессилие перед зависимостью давало мне ощущение счастья. Однако воздержание показало мне, что у меня есть выбор.
Когда я пришла в SAA, я определила свое воздержание как создание и работу по ежедневной программе. Она включает в себя следующее: оставаться в реальности, надлежащим образом вести себя, находясь на людях, устанавливать ограничения, выявлять вещи, которые «запускают» мою зависимость, сосредотачиваться на сегодняшнем дне, и не быть одержимой во время секса со своим парнем. Я научилась быть там, где я есть, и позволять моему методу определять мои действия. Любой шаг, который я совершала (обычно один из первых трех!) так хорошо, как только могла, учит прощать себя и других.
Спустя девять месяцев я сделала важное дополнение: не давить на себя физически и психологически. Позже я добавила еще одно: воздерживаться от одиночества и изоляции, реально общаясь с другими. Сейчас я работаю над своей созависимостью, вопросами питания и финансов и добавлением их к своему воздержанию.
Таким образом, я вижу свое воздержание в постоянной динамике. Оно меняется вместе со мной. Это не строгий список, основанный на определенных видах поведений, а положительное подтверждение моей программы. Оно основано на моих взаимоотношениях с моей Высшей Силой, которые включают смирение и радость осознания, что я больше не одинока. Я обретаю действительное просветление, когда сосредотачиваюсь на своей Высшей Силе и освобождаюсь.
Когда я срываюсь, если такое случается, то стараюсь быть добрее к себе, признавая бессилие над своей зависимостью и делясь своей болью с другими. Затем я начинаю снова, чувствуя любовь и поддержку своей группы, самой себя и, прежде всего, моей Высшей Силы, которая дала мне чудесный дар выздоровления.
Научиться любить, оставаясь в рамках
Мужчина, является членом SAA 15 месяцев
Когда я вступил в SAA, примерно 15 месяцев назад, моя жизнь была в полном беспорядке. Мои сексуальные отношения вышли из под контроля, нанося ущерб близким мне людям. Я был неразборчив в выборе партнеров. Мое поведение содержало уголовно наказуемые поступки. Как мучительно это было!
Со вступлением в SAA у меня появилась возможность разобраться в своих сексуальных ценностях. Хотя мне еще нужно много учиться, я уже на пути к определению, что значит для меня трезвость как для холостого, открытого гея[1]. Трезвость означает четко видеть реальность настолько однозначно, чтобы установить цель научиться любить — себя и других — без ограничений. Это подразумевает знать разницу между вредом и помощью и действовать в соответствии с этим знанием. Это основная воля Бога для меня.
Воздержание является инструментом, благодаря которому я обретаю трезвость. Без него я не могу восстановить здравомыслие из тумана искаженных ценностей и ужасных поступков. Сегодня нижеприведенные действия ограничены, ведь я бессилен перед пагубными привычками и они причиняли боль мне и другим:
- Я прекращу вступать в сексуальные контакты с другими на неопределенный срок. Я обсужу это со своим спонсором и другими участниками SAA, прежде чем приму эти изменения.
- Из-за способа, который я использую для самонаказания после мастурбации, я буду сохранять воздержание несколько месяцев. Я обсужу это со своим спонсором и членами группы, прежде чем предпринимать какие-либо перемены.
- Я не посещаю места, где очень возможен анонимный сексуальный опыт с другими мужчинами, или где я поддавался зависимости в прошлом. Магазины литературы для взрослых, определенные общественные туалеты, бары — за пределами.
Такое воздержание помогает мне разобраться в том, кто я есть и почувствовать боль, которую избегал, поддаваясь зависимости. Я не могу ощутить разницу между удовольствием и болью, добром и жестокостью, любовью и ненавистью, помощью и вредом, когда мои чувства немеют при ничем не ограничиваемом сексуальном поведении. Благодаря ограничениям я даю себе возможность расти.
Я надеюсь, что смогу создать здоровые, любящие отношения с другим мужчиной. В таких отношениях сущность воздержания измениться.
Что касается настоящего времени, я знаю, что мой рассудок выздоравливает, когда я имею здоровые, несексуальные дружеские отношения с мужчинами и женщинами. На сегодняшний день я учусь заботиться о своем теле и здоровье, любить себя немного больше, чем вчера, прилагая определенные усилия. Я учусь отказываться от борьбы за контроль над своей зависимостью и обратить это к своей Высшей Силе. Это доброта. И в своей группе SAA я учусь принимать свои чувства с другими, и быть вместе с теми, кто начинает бороться со своими жизнями (поглощенными зависимостью). Это любовь.
[1] Открытый гей – гомосексуалист, не скрывающий свою сексуальную ориентацию от общественности (прим. переводчика).