ГЛАВА ВТОРАЯ
НАШЕ СООБЩЕСТВО
Встречи
Многие из нас чувствовали стыд и одиночество, когда впервые пришли в SAA. Мы не думали, что кто-то сможет нас понять, принять наши поступки и осознать, через что нам пришлось пройти. Для нас оказалось большим утешением узнать, что мы не одиноки. Существует целое сообщество людей, выздоравливающих от навязчивого сексуального поведения. У нас есть возможность обратиться за помощью в поисках выздоровления от сексуальной зависимости.
Встречи это важнейшая часть сообщества SAA. На встречах с другими зависимыми у нас есть возможность оставить стыд и страх. Встречи предоставляют возможность общения с людьми, которые разделяют наш опыт и понимают проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться. Посещение первого собрания SAA — это критический шаг из изоляции в сторону выздоровления. Многие из нас почувствовали освобождение уже на первой своей встрече. Наконец, мы оказались среди себе-подобных. Не имело значения, получалось ли у нас идентифицировать себя с конкретным видом поведения других участников. Нам было достаточно того, что другие люди честно делятся своими проблемами, связанными с сексуальной зависимостью. Увидев честность и открытость от других участников собраний, мы смогли откровенно рассказать о себе. Раскрытие своей сексуальной зависимости перед другими людьми дало нам чувство свободы и облегчения, которое сменило страх и сопротивление, с которыми мы пришли на свою первую встречу.
Группой SAA можно назвать регулярную встречу двух или более зависимых, которые используют Двенадцать Шагов и Традиций SAA с целью избавления от навязчивого сексуального поведения. На наших встречах мы читаем литературу SAA и делимся друг с другом своим опытом, силой и надеждой. Мы уделяем особое внимание тому, как программа выздоровления SAA работает в нашей жизни.
Собрания SAA проводятся участниками сообщества, так как среди нас нет профессиональных ведущих. Мы встречаемся, как равные, зависимые от навязчивого сексуального поведения люди, помогающие друг другу достичь сексуальной трезвости и практиковать новый образ жизни. Мы все заботимся о том, чтобы наши встречи способствовали выздоровлению. Наша цель — донести смысл наших идей до тех зависимых от секса, которые все еще страдают. Наши собратья полагаются на нас, как и мы полагаемся на них.
В связи с деликатным характером сексуальной зависимости многие из наших групп являются «закрытыми». Это означает, что их могут посещать лишь те, у кого есть желание прекратить свое собственное навязчивое сексуальное поведение. Те, кто заинтересован получить общую информации об SAA могут посетить «открытые» собрания, посещение которых доступно для посторонних. Хотя все мы стремимся к сексуальной трезвости, ее достижение не является требованием для присутствия или участия в собрании. Участие является добровольным. Мы не обязаны высказываться на собраниях. Когда мы слушаем других участников, то видим, что они честно признают свою зависимость, находят поддержку в сообществе и практикуют шаги в своей жизни. Мы узнаем, как другие используют инструменты программы для решения своих жизненных проблем. Участники SAA имеют самые различные религиозные убеждения. Многие из нас вовсе не имеют религиозных убеждений. На наших группах приветствуются все секс-зависимые, стремящиеся к выздоровлению.
Многие группы предлагают новичкам посетить шесть или более собраний SAA, прежде чем принять решение, подходит ли им программа. Если мы не чувствуем себя комфортно на одном собрании, то можем посетить другое. Посещение собраний должно стать приоритетом в нашей жизни. Чтобы произвести кардинальные изменения в жизни, которые приносят выздоровление, нам необходима поддержка, поощрение и чувство сопричастности, которые дают нам регулярные встречи SAA.
Будучи зависимыми от навязчивого сексуального поведения, мы особенно склонны к изоляции. Частые встречи — важный способ разрушить изоляцию, которая заставляла нас действовать тайно и в одиночку. На встречах мы обнаруживаем, что наши проблемы не уникальны. Если мы прислушаемся к переживаниям других участников, то обнаружим, что мы во многом похожи на них. Таким образом мы учимся доверять друг другу. На собраниях другие участники принимают нас такими, какие мы есть на самом деле.
Если в нашем районе нет активных собраний SAA, мы ищем выздоровление, читая программную литературу SAA, или с помощью удаленного общения с другими зависимыми или организуя свои собственные собрания. Сперва, идея организовать новое собрание SAA может показаться пугающей, но кто-то же рискнул организовать каждую из встреч, которые мы сегодня посещаем. Международная Организация SAA предоставляет поддержку при организации новых собраний.
За годы работы наши группы выработали различные форматы и обычаи. Хотя подробное описание не подходит для всех собраний, существуют некоторые общие принципы и рекомендации, которым следуют большинство групп. Мы с уважением прислушиваемся к тому, что говорят другие, и делимся своим опытом, когда это бывает уместным. Мы используем слова «я» или «мы» вместо «ты» или «вы», когда рассказываем о своем выздоровлении. Мы не перебиваем и не даем советов, если нас об этом не просят. Мы делимся со всей группой, не выделяя в своих высказываниях отдельных участников. Встречи SAA — это не место для поиска сексуальных партнеров и не групповая терапия. Мы стараемся не использовать оскорбительные выражения или слишком откровенные описания. Мы избегаем упоминаний конкретных имен или мест, связанных с нашей зависимостью. Из-за деликатного свойства нашей зависимости мы с особой осторожностью относимся к физическому контакту с другими участниками, включая прикосновения, рукопожатия и объятия. Инициируя физический контакт, всегда лучше спросить разрешения.
Мы стремимся практиковать анонимность и конфиденциальность, чтобы встреча была безопасным местом для каждого участника. Как правило, мы используем только имя при участии в группе и не упоминаем свою фамилию. Все, что обсуждается на собрании и так же имена участников, является конфиденциальным и не обсуждается по окончании собрания.
От нас требуется мужество, чтобы прийти на свою первую встречу SAA. Возможно, мы боимся, что кто-то из наших знакомых узнает нас. Безусловно, определенные риски существуют, но важно помнить, какими последствиями мы рисковали в активной зависимости. В конце концов, любое смущение и дискомфорт уступает место чувству принадлежности и облегчению, когда мы встречаем людей таких же, как мы.
Собрания — это место, где мы можем отбросить нашу эмоциональную защиту и стать честными с собой и с другими, чего мы не могли сделать в своей обычной жизни. SAA — одно из немногих мест, где мы можем откровенно говорить о своем сексуальном поведении, не опасаясь осуждения или насмешек. Когда мы выходим из изоляции, то можем стать честными с другими и найти дружеские связи с членами нашей группы. Именно общение с другими участниками делает процесс выздоровления таким ценным. По прошествии времени, мы учимся доверять нашим новым товарищам и они нам.
В наших группах происходит много событий, важных для нашего выздоровления. Мы делимся друг с другом опытом, который напоминает нам о том, что у нас есть общая болезнь, и что мы не одиноки. Делясь своими историями друг с другом, мы видим свой прогресс в выздоровлении и таким образом даем надежду на выздоровление другим. Мы признаем свое прошлое и еще больше отдаем себя процессу выздоровления. Наша открытость к перенятию опыта, силы и надежды от других открывает новые стратегии и подходы для выздоровления. Мы берем у других то, что подходит нам, а остальное оставляем. Когда мы делимся своим опытом с другими, это помогает нам уменьшить стыд и боль. Другие участники не только понимают нашу боль, но и готовы помочь.
Мы изучаем специальные инструменты, которые помогают нам изменить свое поведение и разрушить навязчивый цикл сексуального поведения и отчаяния. Мы разъясняем, что такое наше воздержание, чего нам нужно избегать и что нужно добавить в нашу жизнь, чтобы испытать здоровую сексуальность. Мы получаем поддержку, которая помогает нам обрести бесценную свободу, к которой мы стремимся. Когда мы сталкиваемся с проблемой в одиночку, то она кажется непреодолимой. Но вместе с единомышленниками, мы обретаем новое мужество и новую веру. Наконец, мы узнаем о Двенадцати Шагах SAA, о программе выздоровления, которая обеспечивает свободу от навязчивого сексуального поведения и ведет к новому образу жизни.
Спонсорство
Спонсорство является одним из важнейших аспектов программы. Спонсор — это человек, который выполняет роль проводника в работе по программе SAA. Он или она такой же зависимый человек, как мы. В идеале, спонсор успешно воздерживается от навязчивого сексуального поведения, работает по шагам и может научить нас всему, чему он научился сам, работая по программе двенадцати шагов. У нас есть возможность учиться на опыте, ошибках, и успехах нашего спонсора. Наш спонсор готов объяснить основы программы и помочь с определением сексуальной трезвости. Самое важное, конечно, чтобы спонсор вел нас в работе по Двенадцати Шагам.
Если мы чувствуем позыв к навязчивым действиям, то можем позвонить спонсору, чтобы обсудить свои намерения. Спонсор может помочь нам осознать ответственность за свое поведение. Если мы решили посетить собрание, то спонсор проследит, чтобы мы это сделали. Спонсор скажет, если по его или её мнению, у нас риск рецидива. Он или она подскажут, когда мы не до конца честны сами с собой. Часто спонсором является человек в сообществе, который знает нас лучше всех остальных.
Новым членам сообщества SAA рекомендуется найти спонсора, как можно скорее. Многие из нас просят стать нашим спонсором другого участника собрания, чьи высказывания на группах помогли и вдохновили нас. Вполне приемлемо для начала найти временного спонсора, пока мы не узнаем своих соратников получше. Нам не рекомендуется брать в спонсоры кого-то, кто привлекает нас на физическом плане, так как это может поставить под угрозу взаимное доверие и безопасность. Если кто-то отказывается стать нашим спонсором, то нам не нужно принимать это на свой счет. Мы просто спрашиваем кого-то другого стать нашим спонсором. Участники могут свободно менять спонсоров в любой момент. Важно найти спонсора и активно работать с ним или с ней, потому что мы не можем продолжать бесплодные попытки решать свои проблемы самостоятельно.
Иногда нам трудно найти спонсора, у которого больше опыта в программе SAA, чем у нас. Это случается, когда местные группы, которые мы посещаем, сформировались относительно недавно. Даже в этом случае есть решение. Мы можем связаться с более опытным участником программы, который посещает другое собрание SAA. Мы можем поддерживать отношения со спонсором удаленно по телефону, электронной почте или в письме. Мы можем договориться с другом или с подругой по сообществу о взаимном спонсорстве. Мы также можем попросить стать нашим спонсором человека, который имеет опыт работы по выздоровлению в другом сообществе.
Отношения спонсорства гибки: спонсор и «подспонсорный» самостоятельно решают, каким образом они будут работать друг с другом. Мы поддерживаем регулярный контакт с своим спонсором, обращаясь за помощью, руководством и поддержкой. Когда мы работаем по Двенадцати Шагам SAA, то наш спонсор действует, как союзник в нашем выздоровлении, делясь с нами опытом и мудростью программы.
Спонсоры и их подопечные образуют нешуточную связь, которая целительна для обоих. Мы можем обратиться к нашему спонсору с проблемами, которые, являются слишком личными, чтобы делиться ими с группой. Многие из нас приходят в выздоровление, чувствуя себя непривлекательными и недостойными. Когда спонсор берет на себя обязательство выслушать нас и помогать нам в трудные времена, то это помогает нам развить доверие к другому человеку. Мы начинаем понимать, что стоим того и заслуживаем всех даров, которые приносит выздоровление.
Как только мы сами проработаем программу SAA, научимся воздерживаться от сексуального поведения, которое вызывало у нас привыкание, и испытаем некоторую степень духовного роста, мы готовы рассмотреть возможность спонсирования других членов, которые просят нас об этом. У SAA нет формальных требований относительно этого решения. Большинство из нас знает, что мы готовы спонсировать, когда другой участник просит нас, или когда наш собственный спонсор побуждает нас взять спонсируемого. Нам не нужно быть экспертами в жизни или даже в зависимости, чтобы кого-то спонсировать. Мы просто делимся знаниями и опытом, которые мы получили, работая по Двенадцати Шагам и используя инструменты программы, и мы передаем мудрость, которую мы узнали от нашего собственного спонсора и других членов сообщества. Мы не несем ответственности за решения наших подопечных или за то, насколько успешно они продвигаются в выздоровлении. Все, что нам нужно делать, это быть собой и делиться тем, что у нас есть, зная, что Высшая Сила позаботится о результате.
Как только мы сами проработаем программу SAA, научимся воздерживаться от сексуального поведения, которое вызывало у нас привыкание, и испытаем некоторую степень духовного роста, мы готовы рассмотреть возможность спонсирования других членов, которые просят нас об этом. У SAA нет формальных требований относительно этого решения. Большинство из нас знает, что мы готовы спонсировать, когда другой участник просит нас, или когда наш собственный спонсор побуждает нас взять спонсируемого. Нам не нужно быть экспертами в жизни или даже в зависимости, чтобы кого-то спонсировать. Мы просто делимся знаниями и опытом, которые мы получили, работая по Двенадцати Шагам и используя инструменты программы, и мы передаем мудрость, которую мы узнали от нашего собственного спонсора и других членов сообщества. Мы не несем ответственности за решения наших подопечных или за то, насколько успешно они продвигаются в выздоровлении. Все, что нам нужно делать, это быть собой и делиться тем, что у нас есть, зная, что Высшая Сила позаботится о результате.
Определение воздержания
Наша цель при вступлении в программу SAA — воздержание от одного или нескольких конкретных видов сексуального поведения. Но в отличие от программ по выздоровлению алкоголиков или наркоманов, у Анонимных Сексуальных Зависимых нет универсального определения воздержания.
У большинства из нас нет никакого желания вообще прекращать быть сексуальными. Проблемы вызывает не секс сам по себе, а зависимость от определенного сексуального поведения. В SAA мы сможем лучше определить, какое поведение вызывает привыкание, а какое полезно для здоровья. Однако содружество не диктует своим членам, какое сексуальное поведение вызывает зависимость, а какое — нет. Вместо этого мы обнаружили, что каждому члену необходимо определить свое собственное воздержание.
Мы индивидуальны, и наше зависимое поведение, хотя и похоже, уникально для каждого из нас. То, что может быть полезным для одного участника, может вызвать явную зависимость у другого. SAA просто не может предсказать все возможные способы поведения и определить их все для всех. Как сообщество, мы не хотели бы отрицать, что какое-либо конкретное поведение может быть навязчивым сексуальным поведением для его члена. Мы также не хотели бы ограничивать поведение, полезное для некоторых из нас. Поскольку разные зависимые страдают от разного поведения, и поскольку наша сексуальность воспринимается по-разному, необходимо, чтобы члены SAA сами определили для себя, с помощью своих спонсоров или других людей, находящихся на выздоровлении, какое из своих сексуальных поступков они считают правильным, а какое — навязчивым.»
Это может быть сложной задачей. Если мы слишком снисходительны к себе, мы можем не протрезветь. Если мы слишком строги, мы можем ограничить себя от здорового поведения, от которого нам не нужно отказываться, а неспособность соответствовать нашим высоким стандартам может привести к рецидиву. Нам нужна помощь других выздоравливающих сексуальных зависимых и опора на Силу более могущественную, чем мы сами, чтобы найти правильный баланс между этими двумя крайностями.
Мы тщательно обдумываем, какое сексуальное поведение мы не в силах остановить, а какие половые акты приводят к чувству деморализации или другим негативным последствиям. Это аддиктивное поведение, от которого мы стремимся воздержаться. Мы также рассматриваем, какое сексуальное поведение приемлемо для нас или даже переживаемое с чувством благодарности и удовольствия. Наша программа признает достоинство каждого человека и право на выбор собственного представления о здоровой сексуальности.
Мы узнали, что наши представления о том, что полезно для здоровья, а что вызывает привыкание, развиваются с опытом. Со временем мы сможем определить наше индивидуальное воздержание с помощью честности, справедливости и мягкости. Этот процесс является ценным упражнением в нашем выздоровлении. Это требует от нас тщательного изучения всех видов нашего сексуального поведения, определения того, какое из них полезно для здоровья, а какое вызывает привыкание, и отмечать те случаи, в которых мы не уверены. Это способ подведения итогов нашей сексуальности, который учит нас многому о себе и своем поведении.
Когда мы рассматриваем конкретное сексуальное поведение, полезно задать себе несколько вопросов. Обнаруживаем ли мы, что повторяем поведение, которое не хотим делать? Вызывают ли они у нас желание сделать что-то, что, как мы знаем, вредно для нас самих или других? Нарушают ли оно права других или идёт против их воли или разрешения? Замечаем ли мы, что прибегаем к такому поведению во время беспокойства и стресса или когда имеем дело с неприятными ситуациями или эмоциями? Существуют ли эмоциональные причины или последствия нашего поведения? Замечаем ли мы неприятные чувства, такие как гнев, стыд или депрессия, до того, как их проявим? Чувствуем ли мы стыд, депрессию, раскаяние или одиночество после этого? Существуют ли другие негативные последствия, потенциальные или фактические? Чувствуем ли мы себя некомфортно из-за количества времени или денег, которые мы тратим на такое поведение? Рискуем ли мы своим здоровьем, отношениями, семьей или работой? Ответы на эти вопросы и честный обмен мнениями по этому вопросу с нашим спонсором и другими выздоравливающими людьми помогут нам лучше понять, от чего нам нужно воздерживаться, чтобы выздороветь.
Чтобы помочь нам определить нашу сексуальную трезвость, многие из нас используют инструмент, разработанный в SAA, под названием «Три круга». Это только инструмент, а не требование. Не каждый выздоравливающий от сексуальной зависимости использует этот метод. Но многие участники обнаружили, что этот инструмент помогает заложить основу для выздоровления.
Рисуем три концентрических круга, состоящие из внутреннего, среднего и внешнего круга. С помощью нашего спонсора или других людей, выздоравливающих, мы записываем различные модели поведения в каждом из трех кругов. Во внутренний круг мы помещаем сексуальное поведение, от которого хотим воздержаться, то, которое считаем «навязчивым секуальным поведением». Это поведение, которое мы определяем под руководством нашего спонсора как вызывающее привыкание, вредное или неприемлемое для нас. В средний круг мы помещаем поведение, которое может привести к навязчивому поведению или в котором мы не уверены. Во внешний круг мы помещаем здоровое поведение, которое улучшает нашу жизнь и наше выздоровление.
Наши круги не высечены на камне на все времена. По мере нашего выздоровления, когда мы получаем новое понимание себя и своей зависимости, мы можем добавлять или удалять модели поведения или перемещать их из одного круга в другой, чтобы отразить новый рост и понимание. Однако мы обнаружили, что изменение наших Трех Кругов не должно происходить по прихоти, а только после тщательного рассмотрения и молитвы, а также под руководством нашего спонсора и наших групп.
Во внутреннем круге мы записываем сексуальное поведение, которое мы хотим прекратить. Поведение внутреннего круга — это сексуальное поведение, вызывающее привыкание, которое привело нас к SAA, то, что заставило нас достичь дна в нашей болезни.
Некоторые из нас относят определенное поведение к внутреннему кругу просто потому, что оно приводит к зависимости, которая может доставить нам неприятности. Например, мы можем включить использование порнографии в наш внутренний круг или круизы (вождение автомобиля или иной поиск сексуальных возможностей), если мы испытываем бессилие перед этим поведением и обнаруживаем, что оно подпитывает желание действовать более деструктивно или более опасно. Некоторые из нас могут считать одно и то же поведение деструктивным и опасным само по себе. Мы можем, например, включить порнографию в свой внутренний круг, если она занимает все наше время; ведет к изоляции, потере работы или испорченным отношениям; или вызывает плохое здоровье или эмоциональные проблемы.
В программе Анонимных Зависимых от Секса навязчивое поведение может быть определено как участие в сексуальном поведении, которое мы разместили в наш внутренний круг. Таким образом, сексуальная трезвость означает воздержание от поведения внутреннего круга. Точно так же рецидив (или потеря сексуальной трезвости) означает поведение в внутреннем кругу. Когда мы определяем наш внутренний круг или иным образом определяем, что для нас является навязчивым поведением, мы устраняем возможную путаницу в отношении нашей программы и того, что мы имеем в виду, когда используем такие термины, как «навязчивое поведение» или «воздержание». Эта ясность помогает нам нести ответственность перед собой и перед теми, кто помогает нам в нашем выздоровлении.
Средний круг помогает нам не быть перфекционистами в отношении наших стандартов сексуальной трезвости. В среднем круге мы определяем поведение, которое для нас «скользко» или в котором мы не уверены.
Большинство из нас приходят в SAA, не зная толком, что такое здоровая сексуальность. Обычно мы не уверены в том, вызывает ли какое-то поведение зависимость или нет. Мы помещаем их в средний круг до тех пор, пока не сможем определить, являются ли они навязчивыми или имеют негативные последствия. Если мы, например, поместим мастурбацию в средний круг, мы можем посмотреть, как часто мы мастурбируем, какие фантазии используем, занимаемся ли мы мастурбацией в подходящем месте и как себя чувствуем после этого. Если мы убедимся, что какое-то поведение вызывает привыкание, мы можем решить перенести его в наш внутренний круг.
Скользкое поведение — это то, что мы делаем, что делает нас уязвимыми для навязчивого поведения. Для некоторых из нас примерами могут быть поездки по местам, где мы раньше вели себя сексуально навязчиво, флирт или интриги, ношение откровенной одежды или просмотр телепрограмм с сексуальным содержанием. Мы можем обманывать себя, полагая, что у нас есть законная причина оказаться в скользкой ситуации, хотя на самом деле это часть привычки, которая может привести к поведению внутреннего круга. Помещение скользкого поведения в наш средний круг — это способ предупредить себя, когда мы рискуем сорваться.
Если мы придерживаемся поведения среднего круга, мы не теряем трезвости, но это сигнал о том, что нам нужно обратиться к другим и использовать инструменты, которые мы изучили в SAA, чтобы вернуться на правильный путь. Также важно помнить, что то, что для одних может показаться скользким поведением, для других может быть навязчивым сексуальным поведением. Нам нужно решить, что кажется нам правильным в этом процессе, а не полагаться на сравнения с другими участниками, чья история может не совпадать с нашей собственной.
Мы также можем поместить в наш средний круг несексуальное поведение, которое, как мы знаем, приводит нас к неустойчивому состоянию ума — нездоровому поведению, которое не способствует нашему выздоровлению. Примеры могут включать изоляцию от людей, пропуск встреч, переутомление и другие виды потенциально вызывающего привыкание поведения, такие как пьянство, азартные игры или переедание.
Когда мы впервые участвуем в программе, наш спонсор может предложить, чтобы мы поместили компульсивное сексуальное поведение, которое не имеет очевидных серьезных последствий, в наш средний круг, а не во внутренний круг. Это позволяет нам сначала сосредоточиться на наиболее разрушительном поведении. Например, мы могли заниматься незаконным или опасным для жизни поведением, таким как мастурбация за рулем или анонимный секс в общественных местах. Допустим, мы также мастурбировали на порнографию в уединении нашего дома. Спонсор может предложить нам сначала прекратить более опасное поведение. Как только у нас будет время, чтобы получить некоторую поддержку, и мы начнем мыслить более ясно, мы можем решить включить мастурбацию с порнографией в наш внутренний круг.
Некоторые из нас, с другой стороны, могут счесть этот постепенный подход неэффективным, и наш спонсор может предложить с самого начала помещать все компульсивное сексуальное поведение во внутренний круг. Опять же, нет единственно правильного пути — наши особые отношения со спонсором помогают нам работать с кругами так, как это лучше всего соответствует нашим индивидуальным потребностям.
Средний круг можно рассматривать как страховочную сетку, позволяющую нам идти по натянутому канату воздержания, не опасаясь, что неверный шаг неизбежно приведет к катастрофе. Мы также можем думать об этом как о предупредительной дорожке или ограждении. Если мы перелезем через ограждение, мы не упадем со скалы. Однако мы должны признать, что находимся в опасном месте.
Наконец, во внешний круг мы помещаем те модели поведения, которые мы считаем здоровыми, безопасными и полезными для нашего выздоровления. Практика такого поведения — это способ быть нежным с самим собой. Это акты заботы о себе, которые помогают привнести смысл, удовлетворение, спокойствие и радость в нашу жизнь.
Поведение внешнего круга включает в себя широкий спектр здоровых действий. Часто это то, на что у нас не было времени, когда мы вели себя сексуально навязчиво. Примеры могут включать в себя работу над нашей программой восстановления, открытие хобби, которым мы когда-то наслаждались, занятия спортом и упражнения, проведение времени с друзьями и семьей, общение и заведение новых друзей в безопасной среде, добровольное участие в деле, в которое мы верим, или участие в любой другой деятельности. другие виды деятельности, которые делают нашу жизнь более приятной и значимой.
Большинство из нас также включают здоровую сексуальность в свой внешний круг. Мы выбираем здоровое сексуальное поведение, которое улучшает нашу жизнь, наше выздоровление, нашу связь с другими и нашу духовную жизнь. Примеры могут включать свидания, безопасный и любовный секс в рамках преданных отношений, некомпульсивную мастурбацию, посещение уроков танцев, ношение привлекательной одежды или наслаждение нежными прикосновениями.
На протяжении всего этого процесса чрезвычайно полезно получать руководство спонсора или других более опытными членами сообщества. Опыт показал, что слишком сложно разобраться в этих вопросах самостоятельно или увидеть сквозь отрицание, которое часто затемняет правду о нашем поведении. С помощью других членов SAA мы получаем понимание и чувство поддержки, которые нам нужны, чтобы двигаться к выздоровлению.
Установление нашего определения воздержания помогает ответить на вопросы «что», которые встают перед нами, когда мы входим в SAA: от чего мы должны воздерживаться? Каковы наши цели? Но решающие вопросы «как» все еще остаются: как нам стать сексуально трезвыми? Как мы можем жить иначе, чем раньше, чтобы оставаться воздержанными? Ответы на эти вопросы содержатся в нашей духовной программе выздоровления «Двенадцать шагов Анонимных Зависимых от Секса».