Были полностью готовы к тому, чтобы Бог устранил все эти
дефекты характера
Хотеть, чтобы наша жизнь изменилась, — это не то же самое, что действительно быть готовым к переменам. Негативные паттерны, обнаруженные в нашей инвентаризации, представляют собой укоренившиеся убеждения, отношения и привычки поведения на протяжении всей жизни. Просто осознание их может быть болезненным; представить себе жизнь без них может показаться почти невозможным.
Большая часть нашего сопротивления изменениям основана на страхе. Нам может быть легче продолжать несчастный, но знакомый образ жизни, чем столкнуться с неизвестным и неопределенным будущим. Для многих из нас наши проблемы и недостатки как бы определяли нас как людей: кем бы мы были без них? Часто мы обнаруживаем, что дефекты нашего характера зародились как способы справиться с трудными обстоятельствами в детстве или позже. Трудно отказаться от убеждений и поведения, которые когда-то помогали нам справляться или даже поддерживали нас в живых. Если мы напуганы, мы можем мягко и мужественно позволить себе рассмотреть возможность отказа от наших привычных недостатков, веря, что наша Высшая Сила не даст нам больше, чем мы можем вынести.
Дефекты характера — это нежелательные черты, взгляды и убеждения, которые делают нашу жизнь неуправляемой, причиняют боль другим и блокируют наш духовный рост. Наши проблемы не начались с нашей сексуальной зависимости и не заканчиваются, когда мы выздоравливаем. Шестой Шаг основывается на признании того, что у нашей болезни есть более глубокие корни, чем просто наше поведение. Это требует готовности коренным образом измениться, освободиться от недостатков, которые продолжают создавать серьезные проблемы в нашей жизни.
Большинство из нас хорошо осознают свои худшие недостатки характера задолго до того, как мы добираемся до этого шага. Если мы гневаемся, бесконтрольно ревнуем, полны обид или чувствуем себя тряпкой у двери, у нас, вероятно, есть некоторое представление о том, как эти паттерны отравили нашу жизнь и отношения. Но вместо того, чтобы решить эти проблемы или принять свою жизнь, мы затаились со своей зависимостью. На Шестом Шаге мы становимся открытыми для возможности того, что Бог может устранить дефекты, которые мы чувствовали бессильными контролировать и маскировали своими действиями.
Работая над этим Шагом, мы сочли полезным обращаться к списку дефектов характера, который мы составили в нашей инвентаризации Четвертого Шага и, возможно, расширили с помощью нашего спонсора, когда мы проходили Пятый Шаг. Наш список включает в себя все пагубные установки и модели поведения, которые нам открылись. Примеры нездорового отношения могут включать обиду, претенциозность, жалость к себе, перфекционизм, обвинение других, ощущение себя жертвой и самооправдания. Наш список поведения может включать привычные действия, такие как ярость, изоляция от других, ложь, манипулирование или избегание конфликтов. Мы могли также отметить наши негативные черты или подходы к жизни, такие как жадность, зависть, эгоизм и ненависть к себе. Важно понимать, что слова «эти дефекты характера» относятся к «истинной природе наших заблуждений», признаваемой в Пятом Шаге. На Шестом Шаге мы фокусируемся на тех дефектах, которые привлекли наше внимание в ходе инвентаризации.
Мы можем видеть, например, что наши ожидания от других привели к разочарованию и обиде. Мы можем заметить, что наш перфекционизм заставлял нас откладывать задачу, а не выполнять ее несовершенно. Мы можем вспомнить случаи, когда наше упрямство, осуждающее отношение или самодовольство приводили к конфликту с другими людьми. Взгляд на неуправляемые области в нашей жизни может помочь нам распознать свои недостатки, когда мы осознаем свою ответственность за события, которые казались болезненными или вышли из-под контроля. Мы также можем посмотреть, где мы «застряли»: области нашей жизни, которые неоднократно доставляли нам неприятности. Если, например, мы относимся к тому типу людей, которые не берут на себя никаких обязательств, мы можем распознать этот дефект в модели проблем, которые у нас были, например, в том, что мы не задерживались надолго на одной работе или прыгали из одних отношений в другие. Мы ищем те аспекты нашей личности, которые сдерживают нас в жизни, какими бы они ни были.
Мы можем попросить нашего спонсора и друзей в выздоровлении помочь в выявлении дефектов нашего характера. Мы можем попросить их сообщить нам, когда они увидят, что мы делаем выбор, который не отвечает нашим интересам. Они могут сказать нам, где мы, похоже, повторяем одни и те же ошибки. Часто они указывают на ситуации, доставляющие нам неприятности, вместо того, чтобы прямо говорить нам, в чем, по их мнению, заключаются наши проблемы. Также полезно просить нашу Высшую Силу открыть нам недостатки нашего характера. Когда мы молимся или медитируем на этом Шаге, к нам часто приходят новые откровения о себе и своих недостатках.
Будучи зависимыми от секса, мы можем обнаружить, что дефекты нашего характера принимают форму нездоровых убеждений и отношения к сексу. Эти дефекты могут включать: веру в то, что секс по своей природе плох или неправилен, или что секс несовместим с религиозностью, духовностью или «хорошим»; с трудом различать секс и любовь или понимать, как они связаны друг с другом; испытывать чувство сексуальной неадекватности или стыда, избегая здоровых сексуальных рисков; и наличие чувства сексуальных прав или ассоциации секса с властью и контролем. Если мы стали жертвами сексуальной травмы или насилия, мы можем чувствовать себя застрявшими в роли либо жертвы, либо преступника, постоянно воспроизводя модели насилия, или мы можем избегать секса, опасаясь снова стать жертвой или сами стать преступниками. Делая этот Шаг, мы признаем, что многие из наших чувств, мыслей и стереотипов, связанных с сексом, находятся за пределами нашей способности управлять и не исчезнут за одну ночь. Наша часть состоит в том, чтобы стать готовыми к тому, чтобы наша Высшая Сила двигала нас к более здоровому образу жизни с нашей сексуальностью.
Мы можем чувствовать себя такими же бессильными перед своими недостатками, как и перед своим вызывающим зависимость сексуальным поведением. Тем не менее, если мы не желаем избавиться от своих недостатков, мы рискуем вернуться к нашей зависимости. Наша инвентаризация Четвертого Шага показала нам, как дефекты, такие как обида, эгоцентризм и жалость к себе, снова и снова приводили нас к зависимому поведению. Готовясь отказаться от своих недостатков, мы показываем свою готовность делать все возможное, чтобы оставаться воздержанными.
Полная готовность требует более глубокого стремления к выздоровлению, готовности позволить Богу, как мы его понимаем, произвести важные изменения внутри нас — изменения в нашем образе мышления и чувствах, изменения в нашем поведении. Готовность Шестого Шага является одним из практических результатов нашего решения Третьего Шага доверить свою волю и жизнь заботе Бога. Чтобы воля нашей Высшей Силы действовала в нашей жизни, мы должны позволить ей действовать.
Если мы чувствуем, что еще не готовы, мы можем молиться, чтобы подготовиться к устранению этих дефектов. Хотя нет совершенного, безошибочного способа узнать, что мы «полностью» готовы, мы узнаем, когда наши сомнения и оговорки больше не преграждают нам путь.
Многие из нас пытались очистить себя от своих худших черт, и наши усилия потерпели неудачу, как и наши попытки освободиться от нашей зависимости. Мы могли испробовать обеты и решения или принять убеждения или практики, предназначенные для самосовершенствования, только для того, чтобы увидеть, как наши недостатки снова проявляются, несмотря на добрые намерения. Мы задавались вопросом, как Бог может устранить дефекты нашего характера. Но нам не нужно беспокоиться об этом, чтобы работать по Шестому Шагу. Все, что нам нужно сделать, это захотеть, а остальное предоставить нашей Высшей Силе.
С другой стороны, за каждым дефектом характера стоит достоинство. Часть процесса полной готовности состоит в том, чтобы практиковать эти качества характера в наших действиях и решениях, а не в наших недостатках. Если мы страдаем от эмоциональной жесткости, мы можем искать способы стать более гибкими. Если мы перфекционисты, чрезмерно самокритичны или нетерпеливы, мы можем практиковать принятие. Практика новых способов поведения может помочь открыть наши сердца для духовных изменений, которые Бог желает для нас.
Перспектива избавиться от привычек на всю жизнь может показаться ошеломляющей. Мы узнали, что Шестой Шаг — это не единичное событие, а непрерывный процесс. Нам не нужно стремиться к тому, чтобы все наши дефекты были устранены сразу. Мы можем сосредоточиться на том, чтобы сначала убрать одну или две изнурительные черты характера. И точно так же, как мы перестаем действовать день за днем, мы можем позволить себе быть готовыми к изменениям в нашем характере день за днем. Когда мы видим, что реагируем на ситуацию по-старому, мы можем попробовать справиться с ней по-другому в течение одного дня. Мы никогда не познаем совершенства, но можем испытать прогресс.
Когда мы отказываемся от старых подходов к жизни и верим, что Бог откроет новые пути, многие из нас начинают лучше понимать, какой может быть наша жизнь в процессе выздоровления. Мы готовы к реальным переменам, и теперь наше внимание обращено непосредственно к нашей Высшей Силе, чтобы мы могли со всем смирением просить помощи, в которой нуждаемся. Настало время Седьмого Шага.